Приветствую всех!
Собственно, Russos уже раскололся ;-)). Сегодня мы с ним предприняли вылазку
в славный город Тверь. Отъезжая из Москвы, мы даже и не мыслили ни о каких
узкоколейках, однако, как говорится, сколько волка не корми, а он все равно
в лес смотрит. Наша судьба была предрешена двухкилометровкой окрестностей
Твери, на которой скромненько так был обозначен ма-аленький узкоколейный
"отросточек" в восточной части города...
Но, все по порядку.
Из столицы мы уезжали так называемым "экспрессом" в 12:15. Этот поезд являет
собой совсем не то, что принято называть гордым словом "экспресс" на МЖД -
новенький ЭД4МК с "самолетными" креслами, баром, телевизором и прочими
радостями жизни. "Экспресс" по-октябрьски - это самая обыкновенная
электричка ЭР2Т (причем с жесткими "сафоновскими" сиденьями), единственным
отличием коей от простых смертных "собак" является то, что в пути следования
она имеет только лишь 5 промежуточных остановок - по станциям Крюково,
Подсолнечная, Клин, Завидово и Редкино.
Так вот, стало быть, отправление нашего "экспресса" случилось в 12:15. А меж
тем, если кто не ведает, в 12:16, то есть, через минуту, с Ленинградского
вокзала стартует скорый поезд #24 "Юность" сообщением Москва - СПб. Как и
следовало ожидать, "Юность" обогнала наш "экспресс" по 3-му главному пути
еще в черте Москвы... Но каковы были наши удивление и восторг, когда
"Юность" поставили под обгон нашей электрички на станции Редкино! По
расписанию мы должны были быть в Твери в 14:38, тогда как "Юность" - только
в 15:30. Несмотря на ставшее уже притчей во языцех невыполнение расписания
на Октябрьской железной дороге, в особенности для пригородных поездов, мы
таки да опередили "Юность" минут на 20.
Осуществив некий вояж по центральной части города (в данном контексте это
непринципиально), мы оказались на трамвайной остановке "Речной вокзал".
Там-то нами и овладела окончательно идея вылазки на узкоколейку. Не
Васильевский мох, конечно, зато близко...
На 6-м трамвае (на заметку будущим поколениям исследователей: "шестерка"
ходит до нужного места прямо от авто- и железнодорожного вокзалов) мы
добрались до конечной остановки "Константиновка". Разворотный круг очень
живописно расположен в глухом лесу, выход из трамвая - на зеленую травку...
В-общем, все по-домашнему :-)
В нескольких десятках метров от остановки - подъездные пути (ширококолейные
еще пока) заводов и сами заводские сооружения, напоминающие, впрочем, не
действующие промышленные гиганты, а складывающиеся в пейзажи а-ля "планета
спустя пять лет после ядерной войны". Впечатление усиливается фактически
полным отсутствием в радиусе километра каких бы то ни было человеческих
существ.
На карте указано, будто бы узкоколейная ветка отходит прямо от
ширококолейной линии; на самом же деле они никоим образом не соединяются.
Узкоколейка выходит с территории стекольного завода параллельно подъездному
пути широкой колеи, образуя в самом начале нехитрое путевое развитие с
единственной стрелкой. Ветка ведет к песчаному карьеру, откуда доставляют
сырье для производства.
Надо сказать, что мы, глядя на узкоколейку, слегка удивились, ибо ее
участок, прилегающий к заводу, использует рельсы Р43 - достаточно тяжелые,
обычно укладываемые на второстепенных ширококолейных ветках.
Вдоль пути повсеместно гниют старые шпалы: очевидно, путь недавно меняли,
подрельсами лежат свежие шпалы. Повсюду полно ржавых костылей: я даже
захватил один такой с собой в Москву. На память.
Естественно, мы отправились по шпалам узкоколейки в сторону карьера. По обе
стороны лес - сосны, ели, березы. Хорошо... Через несколько сот метров мы
вышли к автодорожному переезду. Его внешний вид ничем не отличается от
обычного неохраняемого переезда ширококлейной железной дороги - как и
положено, переезд ограничен соответствующими дорожными знаками, а для
поездов имеются знаки подачи свистка.
Сразу после переезда рельсы Р43 заканчиваются и начинаются обычные для
узкоколейных линий Р24. В некоторых местах рельсы в стыках соединены
перемычкой из электропроводного троса (как это делается на "большой" железно
й дороге для организации рельсовой цепи) - зачем?!!
Пройдя еще с километр, мы вышли к карьеру. Карьер представляет собой
довольно живописное искусственное озеро, затаившееся среди лесов, с приятным
песчаным берегом. Узкоколейка неповторимо петляет вдоль кромки; видим
элементарное путевое развитие: стрелка и коротенький отрезок пути,
спускающийся прямо к воде.
И вдруг из-за поворота навстречу нам, покачиваясь, бежит узкоколейный поезд!
Фотоаппарат наготове... Снято! Тепловозик ТУ7А-3512 с восемью вагончиками,
гружеными песком, промчался мимо нас. На борту одного из вагончиков надпись
следующего содержания:
Ребята!
Не цепляйтесь за вагоны.
Это опасно для жизни.
Надпись сия, впрочем, не помешала двум детям лет 12 - 14 от роду ехать,
взгромоздившись на хвостовой вагон состава.
На обратном пути мы застали этот поезд снова: он тащил к карьеру уже пустые
8 вагонов...
Вот таким образом мы провели день 28 апреля. Фотографии будут позже.
P. S. Через неделю-другую намечаем вылазку на Мещерскую узкоколейную систему
с целью пройти пешком от Крутого до Шатуры.
P. P. S. Не может ли кто-либо подсказать расписание пригородных поездов
сообщением Александров - Переславль-Залесский? Заранее благодарю.
С уважением,
Артемий Ломов
http://voices.metro.ru/ - обновлено 21 апреля
http://sights.metro.ru/ - обновлено 25 апреля
http://most.ruz.net/