Узкоколейная железная дорога |
СветиК |
Дата: Четверг, 02 Апрель 2009, 09:13 | Сообщение # 21 |
..:.:: * * * ::.:..
Сообщений: 78 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
По поводу шахты №9. Я оказалась права:на месте РСУ раньше была контора этой шахты,ну и макаевский террикон - это ее "часть". Quote (-VoVaN-) так и не нашел его, в каком это районе? автобазу ШСУ я знаю только на "востоке", остальные: "городская" у базара, "шахтоуправленческая" у 3-й школы, на разрезе Помнишь,если идти по линии от шахты 6 к подстанции,проходили "макаевский песчаный карьер"? За этой горой была ж\д ветка,которая выходила на шахту.Вот она то и огибала гараж шсу.А за самой шахтой чуть правее был этот террикон.
Порядочность еще никто не отменял
|
|
|
| |
Железнодорожник |
Дата: Четверг, 02 Апрель 2009, 13:46 | Сообщение # 22 |
..:.:: * ::.:..
Сообщений: 15 -
Статус: на сайте
Страна:
|
Не располагает ли кто-нибудь фотографиями узкоколейной железной дороги (особенно - сделанными до 1991 года), газетными статьями о ней? (Естественно, помимо тех, что уже есть на этом сайте и на других ресурсах Сети). Если у Вас есть личные впечатления, воспоминания, связанные с узкоколейной железной дорогой (работой на ней или поездками в пассажирских поездах) - прошу по возможности поделиться ими. Сулюктинская узкоколейная железная дорога уникальна в мировом масштабе. Видимо, мы не в силах предотвратить скорое уничтожение узкоколейной железной дороги, но нужно разыскать, создать и сохранить как можно больше документальных свидетельств её существования!
|
|
|
| |
-VoVaN- |
Дата: Пятница, 03 Апрель 2009, 20:26 | Сообщение # 23 |
Admin
Сообщений: 1260 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Quote (Рахимыч) Vovan, фотоальбом не готов? Все, готов, вот смотрите, Новость, добавлял архивами и фотографии почему-то расположились не по порядку, поправлю
|
|
|
| |
Рахимыч |
Дата: Пятница, 03 Апрель 2009, 21:08 | Сообщение # 24 |
..:.:: *** *** ::.:..
Сообщений: 366 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Здорово! Vovan спасибо за альбом. Сергею Болашенко отдельная благодарность за его поистине титанический труд. Пешком от Пролетарска до Восточного,я снимаю шляпу перед ним! Восхищаюсь им и желаю удачи!
|
|
|
| |
Рахимыч |
Дата: Суббота, 04 Апрель 2009, 11:48 | Сообщение # 25 |
..:.:: *** *** ::.:..
Сообщений: 366 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Просмотрел альбом. Очень стало грустно. Железнодорожник прав, скоро только на фотках и останется наша узкоколеечка. А я её помню энергичной "работягой". :(
|
|
|
| |
KoT |
Дата: Суббота, 04 Апрель 2009, 11:58 | Сообщение # 26 |
..:.:: *** *** ::.:..
Сообщений: 680 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Помню, как мы пацанами катались, на поворотах скорость снижалась, и запрыгивали.
|
|
|
| |
-VoVaN- |
Дата: Суббота, 04 Апрель 2009, 12:10 | Сообщение # 27 |
Admin
Сообщений: 1260 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Quote (Рахимыч) Железнодорожник прав, скоро только на фотках и останется наша узкоколеечка. Незнаю-незнаю, у Сулюктинской узкоколейки сохраняется ещё потенциал, давайте рассуждать логически, согласно новости корейцы планируют построить ТЭЦ, чтобы обеспечить юг Кыргызстана и север Таджикистана электроэнергией взамен "токтогулки", если рассуждать с точки инженерных расположений этого предприятия в "Городе"?-негде, на "Макаевке"?-негде, на "Востоке" само-то в плане транспортировки топлива к предприятию, но "Восток" "ползет" и страдает от оползней, и такое предприятие просто-напросто не сможет располагатся в активной оползневой зоне, остается район "кирпички" вот тут бы я наверное и расположил ТЭЦ не "ползет", не далеко и границам поближе, нет горных хребтов, река есть для отвода теплой воды и электромагистрали уже протянуты, затрат в таком местоположении минимум, возникает вопрос: если это будет такое грандиозное предприятие обеспечивающее энергией огромную територию, то необходимо круглосуточное поступление топлива.....вот тут-то и поможет узкоколейка.............но это так, теория, надежды, мечты...
|
|
|
| |
KoT |
Дата: Суббота, 04 Апрель 2009, 12:25 | Сообщение # 28 |
..:.:: *** *** ::.:..
Сообщений: 680 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
кажется был и другой план строительства УЖД, прямой с разреза в Пролетарск. -VoVaN-, ты об этом что нибудь знаешь?
|
|
|
| |
-VoVaN- |
Дата: Суббота, 04 Апрель 2009, 19:52 | Сообщение # 29 |
Admin
Сообщений: 1260 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Quote (KoT) прямой с разреза в Пролетарск. -VoVaN-, ты об этом что нибудь знаешь? нет такого плана небыло, во всяком я никогда про это не слышал, тк там рельеф не позволяет, а тунелем "бить" тогда это очередной мировой рекорд-ж/д тунель бы получился с десяток километров, хотя для шахтерского города такой тунель пробить - раз плюнуть, но предгорие алайского хребта - горы Алмалы (для нас Сулюктинцев это "Слон-гора" или "Первая и Вторая скала") лежат в сложных горногеологических условиях, объясню по простому (да простят меня геологи за такое кошунство в их сегодняшний профессианальный праздник ): скальные породы возлегают на слое песчаника который в свою очередь лежит на слое меловых и слюдяных пород, между ними есть "тонкая" прослойка глин, (это прекрасно видно на макаевке над 3-й школой, помните белые и красные полосы на горах?)........ то что произошло на Макаевке на повороте у автобазы Ш/У в 85-м наверное все помнят? тот первый крупный оползень? так вот: песчаник в свою очередь имеет свойство гигроскопичности или попросту влагонасышением, дождевая вода по скалам стекает в песчаник и дальше по слою глин (тк глины "водонепроницаемы", но имеют свойство набухания в воде) и выходила в виде родников под скалами (примеры: на "Востоке" т.н Тополевка"; на "Макаевке"-в районе 17-го шурфа, над РСУ, и над 3-й школой; в "Городе" за кладбищем в ущелье-серия родников) в один прекрасный момент в результате землетрясения или какото другого катаклизма, вода "пробила" или промыла слой глин, соответственно вода попала в мел, а что из себя предоставляет мокрый мел? скользкую субстанцию и вся горная толща поползла.... к чему это я да к тому что тунель стоить там через горы нельзя, породы не те, дорого бы выходило, объездное проще и в обслуживании и эксплуатации а вот то что неоднократно пытались построить дорогу сперва на Старый разрез (которую кстати даже отметили на карте 86 года как-построенную) а потом перевели строительство на разрез Кызыл Булак, но там оползневая зона не дала строительству хода. вот, этот мост должен был соеденить эти узкоколейки:
|
|
|
| |
Девочка |
Дата: Суббота, 04 Апрель 2009, 21:38 | Сообщение # 30 |
..:.:: *** *** ::.:..
Сообщений: 340 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Quote (-VoVaN-) скальные породы возлегают на слое песчаника который в свою очередь лежит на слое меловых и слюдяных пород, между ними есть "тонкая" прослойка глин, В.А.Лозовских (учитель географии школы №1) "отдыхает" после этих слов....
|
|
|
| |
-VoVaN- |
Дата: Суббота, 04 Апрель 2009, 22:27 | Сообщение # 31 |
Admin
Сообщений: 1260 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Ну, могу и непонятно это же самое расписать, но поймут только геологи. Причем это очень редко встречающаяся форма залегания горных пород, про этот уникум даже в одной очень умной книжке расписано, (за которую я в принципе и поплатился погонялой "профессор" в детстве ) мои макаевские ровестники ± год-два помнят наверное за что
|
|
|
| |
-VoVaN- |
Дата: Суббота, 04 Апрель 2009, 23:34 | Сообщение # 32 |
Admin
Сообщений: 1260 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Quote (СветиК) Помнишь,если идти по линии от шахты 6 к подстанции,проходили "макаевский песчаный карьер"? За этой горой была ж\д ветка,которая выходила на шахту.Вот она то и огибала гараж шсу.А за самой шахтой чуть правее был этот террикон. получается совсем рядом с шахтой №6 была шахта №9 ? это копер шахты №6: и на сколько я помню та "обездная" ветка шла на перегрузочный бункер здесь на фотографии от не уже ничего не осталось: а вот это чей террикон? какой шахты (местность между 17 шурфом и макаевкой)
|
|
|
| |
СветиК |
Дата: Воскресенье, 05 Апрель 2009, 19:15 | Сообщение # 33 |
..:.:: * * * ::.:..
Сообщений: 78 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Quote (-VoVaN-) а вот это чей террикон? какой шахты (месность между 17 шурфом и макаевкой) А это как раз 9-ая шахта. Кстати, папа говорил,что 17-й шурф располагался на горе за шурфинскими домами. Quote (-VoVaN-) здесь на фотографии от не уже ничего не осталось: Я от этих снимков уже несколько дней в ауте.Все такое родное и почти НИЧЕГО больше нет...
Порядочность еще никто не отменял
|
|
|
| |
Рахимыч |
Дата: Воскресенье, 05 Апрель 2009, 19:18 | Сообщение # 34 |
..:.:: *** *** ::.:..
Сообщений: 366 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Quote (Железнодорожник) Сулюктинская узкоколейная железная дорога уникальна в мировом масштабе. Видимо, мы не в силах предотвратить скорое уничтожение узкоколейной железной дороги, но нужно разыскать, создать и сохранить как можно больше документальных свидетельств её существования! Я тут подумал, а не сохранились какие нибудь сведения о "железке" в архивах Сулюкты и Пролетарска. Какие нибудь документы, фото,статьи в газетах. "Кот" ведь помогал делать справку и я помню получилось. Может в Сулюкте кто то попробует. Хорошо бы и в Пролетарске нашёлся бы такой человек. Как думаете?
|
|
|
| |
-VoVaN- |
Дата: Воскресенье, 05 Апрель 2009, 20:31 | Сообщение # 35 |
Admin
Сообщений: 1260 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Да согласен, и про шахты и про разрезы бы информацию.... Газетные статьи про узкоколейку есть на сайте у С.Болашенко Quote (СветиК) А это как раз 9-ая шахта. я так изначально и подозревал что это она, (да и копер или его колеса лежавшие в 80-х недалеко от Санэпидемстанции не выходят из головы, были или нет) но что странно, при просмотре спутниковых снимков четко проглядываются отработанные шахтные поля провалами грунта, на всех шахтах.....но только не у этой шахты, просмотрел "каждый сантиметр"- ничего, из бывших построек и сопроождавших такое предприятие-ничего, есть пара сохранившихся фундаментов и все, но они слишком малы по свом размерам для шахты + обратил внимание что выше нынешней железной дороги есть ешё одна старая дорога начинающаяся как раз от этой области, скорее всего бывшая ж/д, идущая как раз на ст. Восточная.......интересно
|
|
|
| |
Железнодорожник |
Дата: Понедельник, 06 Апрель 2009, 08:39 | Сообщение # 36 |
..:.:: * ::.:..
Сообщений: 15 -
Статус: на сайте
Страна:
|
Quote (-VoVaN-) Да согласен, и про шахты и про разрезы бы информацию.... Газетные статьи про узкоколейку есть на сайте у С.Болашенко Только чисто технический материал об электровозах. Управление узкоколейной железной дороги находится в Таджикистане, если в местных газетах что-то и писали о ней после 1991 года - то наверняка на таджикском языке. В Интернете есть материал, опубликованный в издании "Дипкурьер" Генконсульства РФ в Оше: =================================================== http://www.dipkurier.narod.ru/dip76/vek.htm ВЕК ШАХТЕРСКОЙ «ЖЕЛЕЗКИ» Сто лет исполнилось с начала строительства самой высокогорной в Центральной Азии уникальной узкоколейной железной дороги, связавшей старейшее угольное месторождение в среднеазиатском регионе Сулюкту с железнодорожной станцией Драгомирово (ныне - Пролетарская) Таджикистана, что в зоне Ферганской долины. Именно эта 37-километровая узкоколейка положила начало интенсивному развитию горным выработкам и горняцкому поселению. Промышленная разработка этого месторождения началась в 1868 году, тогда же возник поселок горняков - Сулюкта. Добытое топливо, сравнительно в небольшом количестве, развозилось по ближайшим аилам, или караванным путем шло в долину. Однако ученые Н. Вебер и М. Бронников в 1903 году выявили запасы бурого угля для промышленных нужд в количестве многих миллионов тонн. И в 1908 году началось строительство самой уникальной узкоколейки. «Железка», пролегая в Ферганской долине, поднимается в гору почти на полкилометра. Приходится лишь изумляться титаническому труду строителей тех лет, которые возводили дорогу при отсутствии землеройных машин и прочей техники. Ее ввод положил начало строительству шахт и открытию угольных разрезов, притоку рабочего люда, который приезжал с семьями, обживался, обустраивался. Таким образом, узкоколейка способствовала развитию месторождения и росту поселка. Появились школы, больницы, торговые и культурные объекты. В 1940 году он получил статус города. В 80-е годы минувшего столетия автору этих строк пришлось разбирать жалобу работников узкоколейки по поводу нехватки подвижного состава, некачественного ремонта вагонеток и электровозов в депо станции «Пролетарская». Именно в здешнее управление отделения Среднеазиатской железной дороги и привело журналистское расследование. Жалобу рассмотрели, а попутно ознакомили меня с положением дел, показали хозяйство узкоколейки. В то время властвовал Госплан и действовала такая система: сулюктинский уголь в вагонетках доставлялся в Пролетарск, там он перегружался в вагоны и платформы и по разнарядке Госплана отправлялся по разным адресам. Обратно завозили необходимое горнякам снаряжение. С маневровой станции «Сулюкта», где комплектовался груженый состав, уходили железные рельсы подземных дорог прямо к шахтам, куда подгонялся порожняк. Так исправно работала железная труженица до наших дней. Ситуация изменилась в связи с переходом страны на рыночную экономику. Пора приватизации разрушила систему разных гособъединений. В том числе подорвала и могущество корпорации «Среднеазуголь». Сулюктинские угольные предприятия поменяли владельцев… Наступило время частников, объединившихся в различные ОАО и ОсОО. Встал вопрос о содержании шахтерской узкоколейки. Оказалось, что единого владельца у нее теперь нет, поскольку она проходила на территории двух разных республик. Причем Таджикистану «железка» и вовсе не требовалась. Да и горнякам Сулюкты, как казалось, узкоколейка тоже была не нужна, так как занять ее было нечем. Вот так шахтерская узкоколейка, которой исполняется 100 лет, оказалась не у дел. Но и железнодорожники, отметившие недавно свой профессиональный праздник, и горняки, которые в том же августе празднуют День шахтера, несомненно, добрым словом помянут шахтерскую труженицу - железную узкоколейку, целый век исправно служившую людям. Н. Плетнев. ===================================================
|
|
|
| |
-VoVaN- |
Дата: Понедельник, 06 Апрель 2009, 19:24 | Сообщение # 37 |
Admin
Сообщений: 1260 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Quote (Железнодорожник) Управление узкоколейной железной дороги находится в Таджикистане, Наверное и машинисты были в основном из Пролетарска, хотя по Сулюкте ходил "дизель" следовательно "внутренние" машинисты были местные...
|
|
|
| |
Рахимыч |
Дата: Понедельник, 06 Апрель 2009, 20:43 | Сообщение # 38 |
..:.:: *** *** ::.:..
Сообщений: 366 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Vovan. Yamarino4ka на сайте Совушка с Соловушкой, у неё отец работал на железке и мама тоже. Может она что нибудь новое расскажет.
|
|
|
| |
-VoVaN- |
Дата: Вторник, 07 Апрель 2009, 06:27 | Сообщение # 39 |
Admin
Сообщений: 1260 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Да, интересно было бы послушать
|
|
|
| |
наилка |
Дата: Пятница, 10 Апрель 2009, 22:35 | Сообщение # 40 |
Новичок
Сообщений: 6 -
Статус: не на сайте
Страна:
|
Вован вот ты умный!. Я бы тебя назначил Директором ш/ у "Сулюктинское" вместо Абакирова М.А. Где ты был в это время? Я бы тебя поддержал. :'( :'( :'(
Сабирзянов
|
|
|
|
|